13.07.2020
"ВСделке.ру" — инвестиции, финансы и трейдинг

SPO акций — что это и для чего это нужно

В финансовых новостях иногда новости о SPO компании. Что это? Это хорошо для бизнеса компании? Давайте поговорим об этом термине.

Что такое Акции SPO в простых словах

SPO (от англ. «Secondary Public Offering» — вторичное публичное размещение акций) — это продажа части своей доли существующим крупным акционерам широкому кругу инвесторов. Цели продажи могут быть разными. Например, увеличьте коэффициент свободного плавания.

Напомним, что акция является ценной бумагой, которая дает право на совместное владение частью компании. Размер собственности определяет долю инвестора в бизнесе. Держатели называются акционерами.

Крупные инвесторы не торгуют своими акциями на бирже. Их часть акций лежит просто на депозитарии. Чаще всего их называют мажоритарными акционерами. Мелкие держатели называются миноритарными акционерами (их пакеты составляют менее 0,01% от общей эмиссии на одного инвестора).

Коэффициент в свободном обращении показывает количество акций в свободном обращении от их общего количества. Чем больше свободных акций, тем лучше для котировок компании.

Большинство начинающих инвесторов знакомы с IPO (первичное публичное размещение акций). Aipio — это первичное публичное размещение акций на бирже через фонды банков. В случае SPO происходит просто перепродажа уже находящегося в обращении пакета ценных бумаг.

Когда речь идет о SPO, это означает продажу непубличной части акций. То есть они не котировались на фондовом рынке, потому что они принадлежали стратегическому инвестору (который владел ими с долгосрочными целями). Чаще всего эту процедуру можно проводить:

  • Сама компания, которая держала большой пакет ценных бумаг дома
  • высказывать
  • Крупные акционеры (имеется в виду долларовые миллионеры и миллиардеры)



Например, государству может принадлежать 55% компании. Чтобы не потерять контрольный пакет, он может продать 5% и при этом оставаться основным акционером. Тем не менее, чаще всего другие крупные компании продают свои пакеты на основе своих личных интересов (деньги нужны для других инвестиций и так далее).

ФПО и СПО

Во время SPO дополнительная эмиссия акций не проводится (FPO, последующее публичное предложение). Общее количество ценных бумаг остается неизменным. Фактически, просто пакет акций меняет своего владельца, становясь доступным для простых инвесторов.

На первый взгляд может показаться, что SPO должен негативно повлиять на цену акций, поскольку крупный акционер продает свою долю. Так что с бизнесом что-то не так, и он хочет исправить часть прибыли.

Но в современном финансовом мире появились ETF, которые начали оказывать существенное влияние на цены акций. Речь идет о тех, кто копирует фондовые индексы (IMOEX, MSCI Russia).

Как связаны ETF и SPO

Фондовые индексы включают акции в разных процентах. В то же время для каждой компании существует ряд требований по включению ее в индекс и максимально допустимому весу. Одним из требований является коэффициент свободного плавания. Чем оно выше, тем лучше.

Компания, проводящая SPO, тем самым увеличивая долю в свободном обращении, фондовые индексы периодически перебалансирует свои веса. Если до этого небольшой показатель свободного плавания препятствовал увеличению веса в индексе, то после SPO ситуация может измениться и вес увеличится. Далее фонды ETF покупают акции на рынке, приводя свои пропорции компаний в соответствие с индексом.

Влияние фондов ETF довольно велико, так как многие инвесторы вкладывают в них средства. Поэтому они создают большие потоки денег из-за изменения веса в индексе.

Кто является покупателем пакета?

Как правило, покупателем являются инвестиционные банки и фонды, которые впоследствии продают этот пакет широкой общественности. Этот процесс может занять много времени, потому что такое большое количество покупателей вряд ли будет найдено сразу.

Как определяется цена SPO

Вопрос определения цены продажи пакета акций SPO достаточно сложен. С одной стороны, если вы разместите цену дороже, вы сможете очень долго искать покупателя. Длительное SPO также будет иметь негативные последствия, так как инвесторы поймут, что никто не заинтересован в покупке.

Если разместить с дисконтом по более низкой цене, это будет несправедливо по отношению к нынешним акционерам.

Например, в 2019 году «Газпром» провел два SPO: в июле и ноябре. И оба раза по цене ниже рыночной (на 10-15%). Такая ситуация была обусловлена ​​тем, что одним из условий продажи было удовлетворение условию «один лот — один покупатель». Несмотря на столь сильный дисконт, котировки Газпрома не попали на эту новость. Это еще раз подтверждает, что каждый случай дальнейшего поведения цены индивидуален.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *